­

 

Культурный и социальный атом

Автор: Клаус Ернст Хартер

 Концепции о социальном, равно как и о культурном атоме базируются на основных идеях Я.Л.Морено. В 1-ой половине 20 столетия он обосновал методы психодрамы. Это понятие включает в себя триаду, состоящую из социометрии, психодрамы и групповой психотерапии (см. также Лёйтц, Д-р Гретель, Психодрама, теория и практика, Классическая психодрама по Я.Л.Морено, издательство Шпрингер, Берлин 1974г.)

В работе по методу психодрамы в центре внимания находятся три понятия: встреча, роль и сценическое действие. Чтобы обозначить границы между кушеткой Зигмунда Фрейда и психодрамой, Морено расширил терапевтическое пространство сценой, на которой происходят встречи и развивающиеся из них отношения. Так ролевая игра проникла в психотерапию. Интеракция между пациентом и терапевтом была расширена.Терапевт принимает псевдонаивную позицию поиска и направляет пациента/протагониста к сценическому изображению своих отношений.

«Психодраму можно назвать тем методом, в котором истина души познается в действии. Поэтому катарсис, который она вызывает, является катарсисом действия» Морено «Групповая психотерапия, 1959». Катарсис (от др.-греч. слова — возвышение, очищение, оздоровление) обозначает гипотезу в психологии о том, что проживание внутренних конфликтов и подавленных эмоций способствует уменьшению или снятию тревоги, конфликтов и фрустраций.

Далее: «Роли, играемые протагонистом и вспомогательными «я» (другие участники игры) отводят их внимание от ведущего терапевта, который при этом имеет больше шансов объективно наблюдать за поведением пациента. Этот прием дает аналитику еще больше преимуществ; он не только слышит слова, которые говорит пациент, но также может видеть его действия и непосредственно изучать его поведение» - Морено в работе «Психодрама. Том 2», 1959.

Социальный и культурный атом это созданные Морено иллюстрации того, как устроены отношения. Они отлично подходят, как для постановки диагноза в начале лечебной процедуры, так и для поддержки и сопровождения во время нее. Представление социальных и внутренних оболочек клиентов в наглядном виде полезны со всех сторон. Прогрессы и регрессы в терапевтическом процессе могут быть установлены и соответствующим образом оценены с помощью социального и культурного атомов. Внутри этого методического подхода существует множество креативных путей, которые могут быть показаны на конкретных примерах из клинической и/или амбулаторной практики.

Социальный атом:

В основу всего развития человека Морено ставил понятие Встреча. Человек, разумеется, в рамках границ, определенных его генетикой, является продуктом своих встреч, отношений и из них вытекающих ролей.

 «Если мы посмотрим на дифференцированную структуру общества, мы увидим конкретную позицию каждого его члена в нем, но также увидим ядро отношений каждого, которое будет «шире» по отношению к одним и «уже» по отношению к другим. Это ядро отношений является мельчайшей структурой общества - его социальным атомом» (Морено, 1989, стр. 61)

Когда же эта концепция направлена на некую группу людей, под социальным атомом будет пониматься скорее некоторая методика, в которой охватывается некоторое количество и некоторые виды важных межгрупповых отношений одного индивидуума по отношению к другим сущностям (людям, зверям, мифическим или религиозным фигурам, вещам...).

К примеру, цитата Г. Лейтц: «Как легкие, так и тяжелые психические расстройства происходят в большинстве случаев из-за расстройств в межличностных отношениях. Необходимой предпосылкой для любой психотерапии Морено признавал исследование структуры межличностных отношений, ее закономерности и реакций» - Психодрама, 1974.

Социальный атом является психодраматическим методом, который позволяет протагонистам ощутить себя частью своего поля взаимоотношений. В начале процесса лечения социальный атом служит для того, чтобы лучше разобраться в действующих на протагониста отношениях и в партнерах по отношениям. Для этого протагонисту предлагается разместить свое поле взаимоотношений на сцене. В группе это происходит с помощью других участников, в одиночном сеттинге для этого используются различные символы. Также можно позволить протагонисту, например, нарисовать свой социальный атом.

Метод социального атома родственен социометрическому тесту. В социометрии мы так же измеряем поле отношений и оцениваем их посредством членов группы. Но, в то время как в социометрическом тесте изучаются чувства всех членов группы одновременно, в фокусе социального атома находится только один ее член. А поле взаимоотношений отражает не столько отношение к другим членам группы, сколько отношения к людям за ее пределами.

Как правило, диагностика начинается с текущего социального атома. Однако при этом всегда можно варьировать временную ось, вызывать констелляции отношений из прошлого и пробуждать будущие.

Сначала протагонист выбирает на сцене место для себя. Оно помечается, например, обувью или пустым стулом. При определенных условиях так же является полезным оставить это место за одним из членов группы, так называемым дублем протагониста.

С этого места, протагонист выбирает для каждого из своих отношений человека и позиционирует его на сцене в соответствии с тем, как они расположены в реальности к нему самому. Отношения могут быть явными или неявными, могут находиться между собой во взаимосвязи, могут смотреть друг на друга или отводить взгляд, для фантазии нет границ.

 Как только процесс расстановки завершается, протагонист вводит участников игры в их роли. Становясь рядом с ними, кладя руку им на плечо он описывает роль в «я»- форме (от первого лица). Важным здесь является то, что в конце фазы введения в роли становится понятно, какую качественную характеристику имеет соответствующее взаимоотношение к протагонисту. Что бы это уточнить, расширить и зафиксировать для дальнейших действий терапевт может предложить протагонисту встать на место той или иной роли и оттуда сформулировать ее социальный атом в адрес протагониста в качестве ключевого высказывания.

Пример:

Член группы, женщина среднего возраста, описывает симптомы своей депрессии. Существует опасность того, что на других членов группы описание симптомов произведет впечатление и они начнут предлагать решения проблем. «Терапевт в меньшей степени интересуется симптомами жалобы клиента, он беспокоится о том, как их соотнести с его социальным атомом» - Г. Лейтц, Психодрама, 1974.

начальник

отец

Клиентка по просьбе терапевта обозначает свое место на сцене пустым стулом. В качестве своего социального атома она выбирает мужа, двух несовершеннолетних детей, свою маму, младшую сестру и своего начальника.

Партнер и протагонистка смотрят друг на друга. Он говорит: «Я тебя люблю, но я тебя не понимаю»

Дети стоят позади нее, тянутся к ней и говорят: «Найди для нас время, ты нужна нам»

Ее начальник смотрит на нее и говорит: «Вы хорошо делаете свою работу, Вы мне нужны, продолжайте в том же духе»

Ее мама говорит: «Помоги мне, ты единственное, что у меня осталось, я старею, ты мне нужна»

Ее сестра смотрит в другом направлении, за сцену, и говорит: «Слава богу, я свободна»

Своего отца она не позиционирует на сцене. Терапевт спрашивает о нем, жив ли он, имеет ли она контакт с ним; протагонистка бурно реагирует и говорит: «Он покинул нас, с ним я больше не хочу иметь ничего общего, он всегда делал нашей маме плохо. Из-за расставания родителей мы стали бедны и должны были от многого отказаться. Но он периодически приходил и хотел проводить с нами, детьми, время, но я все время чувствовала лицемерие, а его уход был аморальным. Он разрушил нашу семью»

На вопрос, имеет ли сестра контакт с ним, протагонистка сказала: «Этого я не знаю, но она поступает так же как он, она уходит и оставляет меня с моими проблемами»

Уже во время введения в роли возникают терапевтически полезные ситуации. Протагонистка уже ощутила чувства и послания партнеров по отношениям во всем их сплетении и начала на них реагировать. При введении детей она заплакала. По прошествии импульса печали она сказала: «Я чувствую нуждаемость и ранимость детей и как мать ощущаю чувство вины». С сестрой она была свирепа. Объясняя ситуацию, она говорит: «Моя сестра холодна и эгоистична, она предает своей жизни такой вид, который хочет и не оглядывается назад». Перед начальником протагонистка была очень гордой, со своим мужем очень чуткой, а со своей мамой требовательной и сложной.

Протагонистка меняет в этой фазе игры свои чувства на чувства других игроков, которых она только что определила. Так, если она, например, описывает свою маму в «я»-форме, она перенимает на короткое время ее роль и переживает ее чувства. Одновременно она начинает реагировать на это с позиции дочери. В этой ситуации необходима осторожность и чувствительность терапевта, чтобы упорядочить и разделить проявления чувств.

Также возможно, что носители ролей, или на языке психодрамы вспомогательные «я», начнут спонтанно реагировать друг на друга. Используя потенциал «я»- устойчивости протагонистки и опыта терапевта нужно следить за тем, чтобы вспомгательные-«я» в основном реагировали не между собой, а с протагонисткой. Тем не менее, крайне полезным может быть подхватывание спонтанных импульсов носителей ролей и извлечение из них выгоды.

Разнообразная информация, которая возникает при этом, без обращения к социальному атому стала бы заметна в разговоре только по истечении долгого времени и не в подлинной ее сущности. Эта первая сцена не длилась и 15 минут, но вскрыла многослойность действующей живой энергии на сцене. Можно выдвигать первые гипотезы и отрабатывать их с протагонисткой в дальнейшем. При этом терапевт выступает не в роли интерпретатора, а в роли вопрошающего.

На этом диагностическая часть социального атома окончена. Может случиться так, что весь сеанс на этом так же окончится. Однако свой социальный атом может показать следующий член группы. Хотя, конечно, можно продолжить работу и с той же сценой.

Есть различные пути для дальнейшей работы с уже приобретенным знаниями. Начинается терапевтическая работа. Для того, чтобы решить, с какими взаимоотношениями протагонистка хочет работать дальше, терапевт может предложить ей пойти на место пустого стула, на свое истинное место, и позволить партнерам высказываться по отношению к ней. Перед этим он еще может позволить протагонистке решить, должен ли ее отец со всеми своими оттенками получить место на сцене. Если она соглашается, он получает место, а также наделяется ключевым высказыванием. В нашем случае, протагонистка выбирает для отца место рядом со своей сестрой, направлением взгляда в свою сторону и предложением: «Ты никогда меня не понимала, послушай меня наконец!».

Все игроки говорят в адрес протагонистки фразы, соответствующие их ролям. При этом может быть важно, проследить совместно с протагонисткой за тем, как и с какой интенсивностью произносятся эти предложения. Громко, тихо, прямо, практически в лицо или, например, бормоча, вперемешку, или одно за другим, в каком порядке и так далее. Эти прояснения так же разогревают протагонистку для следующих шагов. После этого игроки начинают говорить. Этот душ из различных посланий вызывает как правило некоторую реакцию. Быстро становится ясно, над чем протагонистка хотела бы работать дальше. Не терапевт определяет порядок действий, протагонистка режиссирует действие и вступает на тот путь решения проблемы, который ей в данный момент кажется самым лучшим. Разумеется, терапевт может осмотрительно делать предложения. Но, как говорится, решение остается за протоганисткой.

Дальнейший ход действий зависит от реакций протагонистки. Как правило, она концентрируется на одном послании и доминантно реагирует на него. Либо же она вырывается и демонстрирует, что уже более не может выносить это. В нашем случае, протагонистка выразила желание пойти к отцу с детьми и прислушаться к нему хотя бы раз. Для этого она должна миновать мать. Но она не может решиться и напрягается. Ее первой попыткой разрешить ситуацию было отдать детей своей матери, занять ее ими и побеседовать с отцом практически тайно. Своему начальнику она так же должна была сказать, что сейчас, наконец, ей нужно время для себя, и он должен позволить некоторым вещам случиться. Так же выяснилось, что она выполняла гораздо больше вмененных ей обязанностей и предъявляла завышенные требования к себе из страха выпасть из его поля зрения. Она признавала, что за это коллеги уже начинали ее поддразнивать.

Так запускается терапевтическая работа. Становится понятно, как посредством метода социального атома становится доступен мир переживаний протагонистки внутри поля ее отношений, в истинном смысле этого слова. При этом отношения непосредственно активны и могут быть незамедлительно изменены. Эти изменения будут ощущаться так же непосредственно. В рамках лабораторного процесса они могут корректироваться до тех пор, пока протагонистка не останется довольна результатом.

В нашем примере нам сопутствовала удача увидеть на сцене семью протагонистки. Это не всегда происходит само собой. Может случиться так, что диагностическая сцена проигрывает отношения из текущего времени, но лежащая за ней структура зарождения депрессии не отображается. В этом случае социальный атом будет строиться так, как было описано выше. Протагонистка идет на свое место, чувствует импульсы, в качестве реакции на послания и осторожно направляется терапевтом в мягкую регрессию, в которой он задает наводящие вопросы. «Тебе знакомы эти слова? С каких пор? От кого, и так далее». Речь идет о том, как создать связь между нынешним переживанием и более ранней констелляцией отношений. Жизненная линия в данном случае это доминирующее чувство. Примем во внимание, что в нашем случае родители и сестра не были на сцене. Кроме того, примем так же к сведению, что протагонистка описывает свою депрессию как затруднение и ступор в ее отношениях с детьми, мужем и шефом. Стоит ожидать, что под вышеописанным душем из посланий она снова погрузится в ступор. На вопрос, с каких пор и откуда она знакома с этим ступором и с этими посланиями, она могла бы описать конфликт между ее матерью, ее отцом и ней. Задача терапевта при этом вместе с ней выстроить социальный атом того времени, когда расстались ее родители.

Конечно же можно идти по временной оси не только в прошлое, но и в будущее. Протагонистке может быть предложено попробовать так позиционировать супруга и наделить его такими предложениями, какими она хотела бы более всего. При этом может быть установлен вектор дальнейшего действия. Если протагонистка может определить, какой именно результат терапии она желает видеть и терапевт будет с ним согласен, это может стать основанием для заключения контракта между терапевтом и протагонисткой.

Культурный атом.

В то время как социальный атом отображает реально пережитые отношения с настоящими людьми, в методе культурного атома мы касаемся внутренней психодинамики наших пациентов.

«Каждый человек есть... помимо прочего, сосредоточение многочисленных ролей, которые связаны с ролями других людей. Наряду с тем, как у каждого человека всегда есть ряд друзей и ряд врагов, у него всегда есть ряд своих ролей, и он может видеть себя напротив ряда других ролей.... Доступные для понимания аспекты, известные как «Я», - это роли, которые играет человек. Сеть из ролевых отношений вокруг одного определенного индивидуума называются его культурным атомом» (Морено, 1940, цитата из Петцольд/Матиас «Рамки измерения ролей», 1982).

В культурном атоме становятся видны внутренние роли. Вернемся назад к нашей протагонистке. Она партнерша, мать, дочь, сестра, сотрудница. При этом, это лишь те роли, которые имели значение в вышеописанном социальном атоме. Она может снова поставить для себя стул в центре сцены и выбрать одного члена группы для отображения собственной роли. Она снова позиционирует эту роль по отношению к ее самости, или как я обычно говорю, к ее внутреннему режиссеру. Так как оттуда исходят все необходимые для дальнейшей психодраматической работы решения и указания. И здесь так же справедливо: носители ролей служат протагонистке, действия между ними, а не по отношению к протагонистке, должны быть пресечены терапевтом. В противном случае существует опасность манипулирования. Носители ролей или вспомогательные-«я» снова получают ключевые послания, с которыми они обращаются к протагонистке.

Таким образом могут быть проявлены и пережиты интрапсихические ролевые конфликты. В нашем примере протагонистка попадает под давление различных и отчасти противоречивых ролевых установок. С этим можно работать дальше.

Может ситуация такова, что в роли дочери она чувствует амбивалентность. С одной стороны, она хочет остаться верной своей матери, быть на ее стороне и поддерживать ее. Это так должно означать, что она не ставит под сомнение точку зрения матери. С другой стороны, она чувствует стремление наконец-то начать диалог со своим отцом. Это может быть изображено, как если бы мы представили два аспекта роли дочери: мамина дочка и папина дочка. Теперь становится понятно, где будет проходить линия конфликта.

Другая возможность возникает, когда дочь встречает отца и мать. При этом мы уже начинаем соединять социальный и культурный атом.

В этой системе можно отобразить даже симптом депрессии, т.к. протагонистка так же является депрессивной женщиной. Представим себе: роли протагонистки как матери, как дочери, как партнерши и как сотрудницы стоят на сцене и к ним еще добавляется роль депрессивной женщины. Где протагонистка разместит ее? С какой из ролей она будет ее связывать, от каких отгараживать? Каким ключевым высказыванием она ее наделит? Это важная диагностическая информация, которая будет указующей для нас в дальнейшей терапевтической работе.

Социальный и культурный атом работают вместе.

Каждая роль уже развилась. Это развитие началось и протекало в конкретной структуре отношений, а именно в социальном атоме. Сам Морено писал об этом так: «Каждая роль, которую играет человек, имеет определенный срок, определенную продолжительность жизни. Каждая имеет свое начало, зрелость и закат. После того как роль какое-то время выполняла определенную функцию, она может уйти из демонстративной жизни человека, но она продолжит существовать в его внутренней жизни в качестве динамического фактора. Она превратится в матрицу, из которой новая роль сможет получить поддержку - сначала через имитацию, а позже через отделение, пока новая роль не обоснует свою собственную сферу и не приобретет свои собственные права. Отсюда возникает динамическая взаимозависимость между определенным рядом ролей в измерении времени,... Событие помещено на психодраматическую сцену ... так близко, что новая роль - если даже она находится еще в зачаточном состоянии, будет тесно прилегать к ней до тех пор, пока не придет время ей высвободиться и действовать самостоятельно.» (Морено, Психодраматическое лечение психозов, 1939)

Итак, у нас получается трехшаговая модель:

Индивид живет в социальном атоме. Там он играет различные роли. Из этого развивается его самость, или лучше сказать, его матрица конгломератных ролей. И этот уже культурный атом, это тиснение, пригодно для оформления уже других социальных атомов, в которых индивид будет жить позже.

Эту зависимость во время психодрамы мы обращаем в пользу. При этом в общем-то не важно, входим ли мы в конкретные отношения через культурный или через социальный атом. В связи с тем, что для большинства пациентов социальный атом все же более доступен, через него и будет проще всего проникнуть.

В нашем примере это означает:

Мы можем проникнуть через существующий в настоящий момент социальный атом, в котором протагонистка чувствует себя депрессивно, изменяем внутреннюю сцену культурного атома и связываем роль дочери с ролью депрессивной женщины, а после, третьим шагом, переходим к непосредственной встрече с отцом и/или матерью в социальном атоме, относящемся ко времени расставания родителей.

Таким образом, протагонистка может освободиться от привязки к ролям, она может отвоевать блокированную жизненную энергию и понять психосоциальные причины своей депрессии и сдерживания агрессии. В дальнейшем терапевтическом процессе она будет направляться в сторону абстрагирования от матери и в более зрелой форме развивать свое собственное представление о том, что значит быть дочерью жить в этом качестве. Она учится интегрировать части «папиной дочки» и с ними развивать новый суверенитет, в котором она предстанет позже перед начальником. При этом она, к тому же, может по-другому взглянуть на отношения в семье и по новому оформить свои бытовые потребности с партнером и детьми.

Автор: Клаус-Эрнст Хартер

Литература:

Лейнц, Д-р Гретель. «Психодрама, теория и практика, Классическая психодрама по Я.Л. Морено», из-во Шпрингер Берлин, 1974

Кристоф Хуттер и Хельмут Швем. «Труд Я.Л. Морено в определениях», Соционаучное из-во, Висбаден 2009. Все оригинальные тексты Морено были цитированы из этого труда.

­
Яндекс.Метрика