­

 

 Три взмаха волшебной палочки

(Три психодраматические техники для сочинения терапевтических сказок)

Терапевтические сказки – весьма распространенный в сказкотерапии жанр. Чаще всего под терапевтической сказкой понимают историю, написанную одним человеком (психологом, педагогом, терапевтом, иногда даже другом), который видит и понимает суть проблемы, для другого, который испытывает некие трудности и не видит путей избавления от них.

Такие сказки пишутся специально «под проблему»: страх темноты, тревожность, развод родителей в семье с маленьким ребенком и так далее. Без внимания, наверное, не осталась ни одна из возможных психологических проблем. Их очень много издается и в печати, и в Интернете.

Их очень любят читатели. Любят за узнаваемость проблемы, за недирективность и ненавязчивость, за надежду выбраться из трудности, за подсказки новых ходов и новых точек зрения, за возможность пережить чувство защищенности и благополучия.

Но меня все время что-то останавливает от использования таких сказок в работе с клиентами. Независимо от их возраста. И взрослым, и детям я предпочитаю помочь сочинить свою собственную сказку, чем прочесть готовую. Почему? – У меня есть на это три очень субъективные причины.

Во-первых, когда я сама читаю терапевтические сказки, они кажутся мне несколько механистичными, скорее «сконструированными», чем «рожденными». И не вызывают у меня таких ярких переживаний, какие я всегда ощущаю, слушая сказку, написанную автором для себя. Во-вторых, в поисках правильных вопросов и правильных ответов я куда больше доверяю бессознательному клиентов, проявляющемуся в каждом акте спонтанного творчества, чем собственной логике. В-третьих, мне очень приятно находиться в обществе победителей, в обществе уверенных в себе и довольных жизнью людей. А человек, который придумал терапевтическую сказку для себя – разумеется, победитель! Проблема, уже однажды решенная в сказочном формате, в жизни уже и не проблема вовсе, а просто задачка. Причем, задачка по пройденному материалу.

 

Вот пример «автотерапевтической» сказки. Ее сочинила одна из участниц моей обучающей программы по сказкотерапии.

Медведь и ворона

Сказка Марии ГРИБИНОЙ

Однажды утром добрый Мишка отправился в лес есть малину.

Малинник был замечательный. Малинка крупная, сочная, сладкая.

Мишка ест и причмокивает от удовольствия. А рядом на ветке наблюдала за Мишкой ворона. Смотрела, смотрела и у неё слюнки потекли. Да только вороны малинку не едят. И решила она Мишку извести. Подлетела к Мишке и как каркнет ему на ухо. Мишка вздрогнул и ест дальше. Полетала над ним, он помахал руками и дальше лакомится. Рассердилась ворона и плюнула на малинку. Стала малинка кислой и горькой. Медведь сплюнул и полез на дерево мед есть. Ворона и там его настигла и клюнула в шею. Мишка взвыл и крикнул: «Только тронь, крылья пообломаю».

Ворона всё летала над мишкой. Мишка отмахивался одной лапой и ел другой мёд. Наконец наелся и слез с дерева. А ворона всё кружилась. Сытый Мишка наблюдал за вороной, махать лапами ему уже не хотелось. Смотрел, смотрел и  свалился прямо на месте спать, а ворона подумала, что это она Мишку замотала. И довольная полетела всем об этом рассказывать.

На следующий день только Мишка выполз из берлоги, ворона его уже поджидала. Мишка подготовился и решил ворону заколоть шпагой.  Изучил искусство фехтования, но ему даже дотронуться не удалось до вороны.

Тогда Мишка решил ворону  разрубить на куски топором. Махал, махал, кидал, кидал. Дров нарубил, а ворону не достал.

Потом Мишка решил ворону застрелить. Пристрелял ружьё. В мишень попадал, а в ворону попасть не смог.

Тогда Мишка одел наушники, чтоб не слышать карканья, слушал музыку и, отворачиваясь от ударов вороны, научился танцевать ча-ча-ча.

Так Мишка стал сильный, ловкий, выносливый, изобретательный, но с вороной не справился. Тогда Мишка занялся йогой и медитацией. Сел в позу лотоса и погрузился в глубокий транс. Тут уж ворона ничего с ним сделать не смогла. Он её не видел, так как закрыл глаза. Он её не слышал, так как погрузился в самогипноз. Он не реагировал на её тычки и укусы, потому что вообще боли не чувствовал. Теперь ворона окончательно выбилась из сил и свалилась Мишке под ноги. Но он её не заметил.

Очнувшись, ворона решила, что ей пора уходить на пенсию, а вместо себя отправила своего внука изводить Мишку.

Вороненка Мишка всерьез не принимал, он смотрел на него как на партнёра по тхэквондо.

Маше (литературный псевдоним автора) никак не удавалось придумать стратегию поведения в сложной атмосфере своего трудового коллектива. В этой сказке (не последней в череде наших встреч) она нашла один из первых вариантов развития событий. И, похоже, изменила отношение к досаждавшим ей обстоятельствам. (Вы конечно заметили, что в сказке неистребимую ворону сменил несерьезный вороненок.) И пусть впоследствии финальное решение проблемы отыскалось совсем в иной плоскости, сама идея начать влиять на ситуацию, само ощущение возможности выхода из кризиса родились именно в этой сказке.

Как Маше удалось сочинить эту сказку? Нам помогла психодрама.

Первый взмах волшебной палочки. Психодраматическая техника «Проявление сказки из пространства»

Комментарии: Мир сказки и мир реальности служат взаимными метафорами. Как реальность метафорически может отражать наш внутренний мир, так и сказка может метафорически отражать реальность. Поэтому путь из реальности в сказку очень короткий. Границы практически нет. Пространство сказки открывается за любой метафорой. За любым сообщением, которому мы придаем дополнительное значение. В этой технике я предлагаю использовать телесную метафору.

Для того, чтобы успешно сопровождать протагониста[1] в этой технике, я представляю себе, что сказка уже существует. Более того, она уже живет в этой комнате. Все герои на сцене. Реплики звучат. До поры до времени мы просто не можем их видеть и слышать. Нам нужно лишь сосредоточиться, обратить внимание на них. Проявить их, как на фотопленке проявляют изображение. И дальше все сложится само собой. Сказка проявится и всё, что хочет, нам расскажет.

Шаг 1. Входим в сказочное пространство.

Мы стоим посреди зала. Никаких предварительных разговоров о возможной теме сказки у нас не было. Мы договариваемся, что будем искать сказку, которая пришла сама. И потом постараемся понять, что же она хотела нам сказать. Я предлагаю Маше прислушаться к собственному телу.

       -    Какая часть тела ощущается сейчас ярче всего? Что это за ощущения?

-   Плечи, руки до локтей, спина напряжены, чувствуется скованность и даже как будто зуд. Голова и ноги разделены плечами, не чувствуют друг друга. Вообще плохо ощущаются.

-   Напряжение – это ведь остановленное движение. Давай разрешим твоим напряженным плечам, рукам, спине спонтанно двигаться. Прислушайся к ним. Какого движения они просят?

Маша подрагивает плечами, укорачивает шею, вдавливая голову. Одной рукой прикрывает голову, а другой начинает размахивать в воздухе, словно отгоняя от себя невидимую опасность.

-  На что похоже это движение?

-  Как будто от птицы отмахиваюсь. (Вот! Поймали первого героя!)

-  Ты видишь эту птицу? Какая она?

-  Ворона. Громко каркающая, атакующая ворона. Вредная, умная. Неутомимая. У нее есть целая армия за плечами. Другие вороны в любой момент придут ей на помощь, если я смогу задеть ее и отогнать.

-  Страшно?

-  Да, очень страшно. И зло берет. До слез обидно! Вроде бы эта ворона ничего из себя особенного не представляет. Маленькая такая. А власть у нее.

-  А в какой роли ты видишь себя, когда представляешь ворону над своей головой?

-  Я – медведь. (Чувствуете, второй герой отыскался совсем легко!)

-  Медведь, откуда ты здесь взялся? Как оказался рядом с вороной?

-  Я пришел за малиной. Начал есть. Никого не трогал. А тут вдруг эта ворона откуда ни возьмись. (Вот и сюжет начал развиваться.)

-  Расскажи эту историю, пожалуйста.

Шаг 2. Сочиняем продолжение.

Протагонист выходит из сцены в авторскую позицию. На сцене появляются выбранные из участников группы Медведь и Ворона, созданные из стульев малиновые кусты. Пока сказочник рассказывает сказку, Медведь и Ворона спонтанно играют на сцене все, о чем говорится в сказке.

Разогретая предыдущим действием, сказка рождается легко и развивается свободно примерно до слов: ”Так Мишка стал сильный, ловкий, выносливый, изобретательный, но с вороной не справился.

После чего сказка замирает. Что дальше? – Сказочник растерян.

Шаг 3. Предлагаем сказочнику снова войти в роль Мишки и оказаться в сцене, где он, сильный, ловкий и изобретательный, с Вороной не справился.

      -     Мишка, как чувствуешь себя?

   -    Я в отчаянии. Все средства перепробовал. Ничем ворону не проймешь. Больше ничего не буду делать. Сяду у малины и буду сидеть.

      -     Садись.

      -     Сижу.

      -     Как тебе сидится?

   -   Хорошо. Здесь тихо. Уединенно. Я отвлекаюсь от всего. Хотя бы спокойствие есть. Дышать начинаю. Интересная штука – дыхание. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Да я же медитирую, кажется!? Вот здорово!

   -  А теперь, когда ты занялся медитацией, что поменялось в тебе?

   -   Я стал чувствовать и руки, и голову, и ноги. Я спокоен. Я сильнее будто бы стал. Я принадлежу себе, а не Вороне. Я здесь главный!

   -   Оглянись вокруг, что-то поменялось в мире, пока ты медитировал?

   -   (Смеется) Ворона устала шибко. Прислала Вороненка ко мне. Он не понял, зачем. Решил со мной играть.

   -  Завершилась твоя сказка? Как себя чувствуешь?

   -   Да, завершилась. Мне весело!

Шаг 4. Теперь мы можем записать сказку от начала до конца.

Второй взмах волшебной палочки. Психодраматическая техника «Портрет в интерьере»

Комментарии: Эта поистине чудесная техника, рассчитанная на групповой процесс, еще ни разу меня не подводила! Она обкатана мною в очень разных группах – подростков и взрослых; психотерапевтов, студентов-психологов, совсем далеких от психологии клиентов. Как бы то ни было, чудо случается обязательно!

Важно: Если в группе есть люди, которые сильно друг другу не симпатичны, то у каждого из них должна быть по итогам этой работы возможность поставить свою драму на сцене группы. Взаимная агрессия может проявиться через мрачные фантазии. Тогда сочиненная сказка покажется герою скорее страшной, чем ресурсной. Это может дать протагонисту богатый материал для работы. В драме герой получает право авторства, власть над сказочным миром. Тогда «по ходу пьесы» самые мрачные части сказки часто оборачиваются самыми ресурсными, открывающими герою его теневые стороны, дарующими новые силы и предлагающими новые подходы.

Если я полагаю, что на каждого из антагонистов времени может не хватить, то просто не включаю в работу эту технику.

Условие: Участники не знают заранее, из каких этапов будет складываться весь процесс. Инструкции даются пошагово. Работа эффективна, когда в малых группах собирается по 3-4 человека (при работе в парах группового эффекта не возникает, работа в пятерках дает слишком большую эмоциональную нагрузку).

Шаг 1. В общем кругу. Формируем малые группы.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в одном очень интересном сказочном процессе. В результате у каждого из вас появится своя сказка. Особенная сказка. Но для того, чтобы все прошло естественно и гладко, чтобы вам не пришлось запоминать слишком длинную инструкцию, я разделю весь процесс на отдельные шаги и буду о каждом шаге рассказывать отдельно.

Договорились? Тогда начнем.

В моей руке зажато сейчас столько разноцветных ленточек, сколько участников есть у нас в группе. Эти ленточки связаны по четыре, узелки находятся в моей руке и вам не видно, какие именно ленты связаны. Каждый из вас возьмется за одну из ленточек. Второй конец ее окажется привязан к трем другим лентам. Потом я разожму свою руку и вы сможете увидеть, чьи ленточки связаны. Эти связки и станут малыми группами на ближайшее время»

(В данном случае лотерея – мой любимый способ формирования малых групп. Это сигнал участникам отдаться в руки проведения, перестать активно выстраивать ситуацию. Играть, а не работать.)

Участники вытягивают ленточки и рассаживаются по малым группам.

Шаг 2. В малых группах.

Инструкция: «На этом этапе говорит только один участник из группы. Остальные его слушают. Слушают внимательно, поскольку эта информация пригодится впоследствии. Каждый монолог длится 3 минуты. Говорить по существу три минуты подряд – это сложно. Поэтому слушатели – группа поддержки. Когда протагонисту становится трудно, можно задать один-другой вопрос, чтобы подтолкнуть его фантазию к дальнейшему сочинительству. Тема разговора – рассказ о себе. Расскажите о себе все самое важное и интересное: привычки, яркие факты биографии, какую-нибудь запомнившуюся историю из жизни. Ограничений никаких нет. Есть только одно условие - ваш рассказ должен быть как можно дальше от реальности. Если хотите, ваш девиз на ближайшее время - ни слова правды!

Ход по кругу передается каждому. Группа выслушивает все четыре рассказа. Я буду помогать вам следить за временем»

Здесь могут появиться примерно такие истории:

           --  Здравствуйте, меня зовут Азалия. Я – спирит. Я провожу целительные сеансы. Ко мне приходят люди. Мы организуем встречи с духами, потусторонними силами. Однажды мы вызвали Кентервильское привидение. Оно было очень шумным, смешило нас, от его перелетов ветер играл в волосах. Было очень весело. Самый страшный дух, которого я помню – его пригласил один из клиентов. Это был дух его древнего предка, прародителя. При жизни у него была кличка Кровавый. На его счету много жестоких убийств. Нам было жутко его услышать. Хотя нам он ничего сделать не мог.

    - Я – мужчина. Я молод и хорош собой. Высокий, кудрявый, с прямой осанкой. Ловкий, владею своим телом. Не богатырь, но и не хиляк. У меня есть такой плащ, как у средневековых путешественников, с прорезями для рук вместо рукавов. Я не имею своего дома. И не хочу пока иметь. Потому что я – межпланетный путешественник. Я бываю на разных планетах, встречаюсь с самыми разными существами. С некоторыми нам удается понять друг друга. Но нигде не хочется оставаться. Я не совсем скиталец. После каждого путешествия я возвращаюсь на Землю. Обязательно прихожу в родной город, встречаюсь с друзьями, что-то рассказываю им. Они очень любят слушать мои рассказы. Но спустя какое-то время я теряю покой, меня снова тянет в дорогу. Я чувствую, что когда-нибудь мои скитания завершаться. А пока из каждого путешествия я привожу домой какие-то драгоценности.

  -  Я – молодая женщина, хозяйка гостиницы на перекрестки звездных дорог. Каждый день в мой дом прибывают новые люди, другие существа. Отдыхают немного, пользуются моим гостеприимством. И отбывают вдаль. И больше уже никогда не возвращаются. Я стараюсь, чтобы моя гостиница стала для них прибежещем. Воспоминанием, которое будет вселять в них ощущение домашнего тепла и уюта в тех далеких мирах, в которые они направляются. Я держу для них в своем доме очень много старинных земных вещей и безделушек, картин, напоминающих о Земле, старых кроватей и матрасов, домашних одеял. Готовлю еду на открытом огне.

Шаг 3. Снова в малых группах.

Инструкция: «Теперь все будет происходить наоборот. Один молчит – остальные говорят. Представьте себе, что вы – художники. И затеяли написать портрет этого героя, о котором вам только что рассказывали. Вы только начинаете работу над портретом. Сейчас ваша задача – договориться между собой, на каком фоне будет этот портрет изображен. Что появится на картине и в какой позе будет герой.

В портретной живописи фон играет очень большую роль. Он обязательно должен соответствовать персонажу. Поэтому постарайтесь, чтобы выбранный вами фон был эмоционально принят всей командой художников.

Герои, вы до поры до времени отдыхаете, просто слушайте своих художников. Прислушивайтесь и к себе - какие-то предложения вам понравятся больше, какие-то меньше. Сейчас ваша задача – впитывать и принимать ситуацию, как есть. Если что-то не нравится, или совсем кажется неприемлемым, не расстраивайтесь. Возможность все исправить и во всем разобраться у вас обязательно будет.

Ход по кругу передается каждому. Группа выслушивает все четыре рассказа. Я буду помогать вам следить за временем»

Азалия. Мы изобразим ее в спиритическом салоне. Красные стены, низкий потолок. Полумрак и свечи. Сейчас идет сеанс общения с духами. За столом четыре клиента. Они спиной к зрителям, лиц не видно. Они смотрят на Азалию, ловят ее слова и жесты. По комнате витают два духа. Посреди стола – волшебный кристалл, в котором отражается чье-то лицо. Азалия сидит лицом к зрителям и напряженно смотрит в кристалл.

Молодой странник. Мы нарисуем его победителем. Он стоит посреди картины. За спиной его дорога, уходящая вдаль. Он стоит на открытом воздухе. Яркий день. Поляна зеленой травы, и на ней разбросаны драгоценные камни. Все присутствующие смотрят на молодого человека и аплодируют ему. А он, как триумфатор, самая высокая фигура на картине. Он стоит в своем плаще, заметно потрепанном в путешествиях. Лицо немного запыленное. Одна его нога опирается на огромный кристалл изумруда, примерно полметра на полметра. Фантастический кристалл!

Хозяйка звездной гостиницы. Ее портрет будет на фоне Вселенной. Это объемная картина. Круговая панорама. Женщина стоит на деревянном полу, на полу темно-зеленый шерстяной ковер, а вместо стен – Вселенная. Черное небо и звезды. Много-много звезд. А здесь, на границе пола и стены – две большие цветные кляксы.

Шаг 4. Снова в общей группе.

Короткий шеринг проведенных работ. Чтобы снять излишнее напряжение, но не закрыть тему до конца.

    -     Как вам фантазировалось?

    -     В каком вы настроении?

   -   Есть ли желание у кого-то попасть внутрь своей картины? Ощутить ее более полно, напитаться ее энергией, понять более глубоко, может быть, что-то изменить?

Шаг 5. Выбираем протагониста. Несколько человек заявляют о своем желании войти внутрь картины, поставив ее на психодраматической сцене. Каждый из участников отдаёт свой голос тому, в чьей работе принял бы участие с наибольшим интересом. Голосованием выбирается протагонист. Конечно, можно успеть поставить и несколько работ за один групповой день.

Шаг 6. Драма протагониста.

Хозяйка звездной гостинцы оказывается в своем мире. Сцену строит группа поддержки. Вот – деревянный пол, очертим его границы лентами. Посредине – мягкий шерстяной ковер. Очень уютный. Положим на деревянный пол лоскут зеленой ткани. Пусть изображает ковер. Над пространством ковра – воздух. Здесь можно дышать без скафандра. А сразу за деревянным полом – Вселенная. Поставим стулья в круг, спинками к комнате. На спинки стульев бросим черные ткани – это черное небо. Разноцветные ленты, наброшенные на ткань – звезды. Большие и маленькие, желтые, красные, голубые. И межпланетные корабли. А здесь, на границе пола – две цветные кляксы. Нечаянные. Кладем сюда два лоскута.

Хозяйка заходит в гостиницу.

     -  Здесь здорово. Все завораживает. Я и Вселенная. Надо же! Именно так, как я себе представляла!

     -  Что более всего привлекает твое внимание на этой сцене?

     -  Конечно же, эти две кляксы. Эти два пятна.

     -  А что это такое, ты знаешь?

     -  Думаю, что знаю. Это озера. Вот это, слева – озеро слез. А справа – озеро чистой и прохладной воды, озеро бодрости.

     -  Как ты здесь себя чувствуешь?

     -  Здесь хочется находится. Интересно. Для меня это важное место. Но я, кажется, очень устала. Я все кружусь, кружусь, кружусь. Поддерживаю порядок, создаю уют, согреваю гостей. Но очень устаю. И к вечеру очень тоскливо и пусто.

     -  Покажи, как ты здесь кружишься.

Хозяйка раскрывает руки и начинает поворачиваться вокруг своей оси справа налево.

     -  Смотрите. Я купаюсь в озере с живительной водой. Чуть наберусь сил. Но они быстро куда-то сливаются. Я попадаю в озеро слез. И с трудом живу, жду возможности снова оказаться у чистого озера. Снова искупаюсь. И снова этого хватает ненадолго. Эти озера похожи на сказочные источники мертвой и живой воды.

     -  Пусть кто-то из группы займет в картине твое место. А ты сможешь посмотреть на картину как зритель. Что видишь теперь, со стороны?

     -  Не могу понять. Красиво. Затягивает. Но что-то не очень уютно.

Пауза. Девушка в гостинице кружится на фоне Вселенной, проходит озеро с чистой водой, озеро слез, снова видит Вселенную.

     -  Я поняла, что здесь странного! Девушка кружится против часовой стрелки! Это выглядит неуютно. Может, ей попробовать по часовой стрелке крутиться?

     -  Тогда войди снова в сцену, стань опять Хозяйкой звездной гостиницы. И попробуй кружиться по часовой стрелке.

Заходит. Кужится слева-направо.

     -  Как самочувствие?

     -  Это многое изменило! Телу гораздо приятнее кружиться по часовой. Никогда не думала, что так может быть заметна разница! Смотрите! И с озерами все поменялось! Ведь теперь я сначала купаюсь в озере слез. Я изливаю себя, свои беды. А только потом иду в озеро бодрящее. И бодрая живу.

     До следующей усталости еще далеко. Но если устану, то окажусь возле озера слез. И погружусь в него. И совсем не будет сил. И все чувства улягутся. И снова можно взбодриться!

     Вот почему в сказках всегда сначала нужно использовать мертвую воду, а потом уже живую. Никогда раньше не могла этого понять. Теперь всегда буду этим пользоваться. Сначала отпустила прошлое, расслабилась, обнулилась. Просто отдохнула, в конце концов. Потом уже можно взбодриться и идти дальше, напрягаться, что-то делать.

Шаг 7. Шеринг.

    -  Неожиданный поворот. Совсем не думала об этой теме, когда придумывала хозяйку гостиницы. Но очень актуальный вопрос разрешился. Чувствую легкость и радость.

    -  Если бы я знал, какое сильное воздействие будут иметь эти две кляксы, ни за что бы не решился их сюда бросить. Очень удивлен и очень рад случившемуся.

    -  Такие волшебные истории случаются на каждой группе по сказкотерапии. Я уже почти не удивляюсь. Но они меня всегда трогают и согревают. Иногда мне очень хочется их объяснить, понять. А иногда мне больше нравится считать их просто чудесными! В конце концов – это самая интересная в мире работа: помогать случаться таким добрым и красивым, но всегда неожиданным чудесам.

На следующей встрече группы участница рассказала нам, что целый месяц испытывала в реальности рецепт «жизни по часовой стрелке» и ей очень понравился результат. Она очень благодарила шутника-художника, который озорства ради бросил две кляксы на полотно ее картины.

Третий взмах волшебной палочки. Психодраматическая техника «Подарок из сказочной страны»

Комментарий: Эта техника, по-моему, заряжена тем «домашним» волшебством, которое способна создать детская игра в летнем дворе или прогулка у забора летнего кинотеатра, когда киношные звуки вторгаются в пространство обычного вечернего города.

Очень важно, что – как и в предыдущей технике – начальная сцена создается группой. Но теперь уже нет необходимости договариваться. Свою силу сцена приобретает именно благодаря присутствию разнонаправленных архетипических символов, которые пробуждают в каждом участнике особое состояние готовности к переходу в сказку. То есть, к выходу из пространства реальности. С другой стороны, они поднимают из глубины души самые сокровенные, сильные, хотя и смутные переживания. Сознание, стремясь справиться с возникшей неопределенностью, с готовностью включается в процесс сказочного творчества.

После разогрева «Подарок из сказочной страны» сказки сочиняются очень легко.

Шаг 1. Пробуждение творческой энергии.

     -  Мы с вами приближаемся к стране сказок. Она уже становится видна нам. Здесь, в центре круга. Вот она. Мы можем видеть ее с высоты птичьего полета. Пока еще видны только отдельные, самые крупные, детали. А что видите в этой сказочной стране вы?

     -  Я вижу замок на горе. (Ленточка складывается кольцом и выкладывается в центр круга. Здесь замок.) Глухие стены со мхом. Серые камни замка сливаются с серыми камнями мостовой. Высокие стены. В замке кто-то живет. Интересно, кто?

     -  А возле замка течет небольшая река. Легкая, журчащая, чистая. И мостик есть.

     -  А вот и пещера разбойников.

Темный лес, дорога вдоль реки, великаньи горы, пряничный домик, гуси-лебеди летают, избушка Бабы Яги. Каждый из участников привносит на сцену свой элемент.

Шаг 2.

     -  Здесь, на лугу возле замка, есть большущий пень (стул), оставшийся от очень большого дерева. Это, естественно, волшебный пенек. На нем лежит платок. Видите? Каждый, кто подойдет к этому пню и протянет свою руку под платок, сможет получить подарок из сказочной страны.

Подходите по очереди. Не торопитесь, можете даже прикрыть глаза. Держите руку под платком до тех пор, пока вы не почувствуете, что в руке что-то есть. Когда вы догадаетесь, что за предмет послала Вам сказочная страна, возвращайтесь на свое место.

     -  Куколка, перстень, клубочек, амбарный ключ, зеркальце, шкатулка, птичье перышко.

       Шаг 3. Начинаем сочинять сказку.

Сейчас вы сможете выйти из круга, найти в этой комнате удобное уединенное место и минут 10-15 остаться наедине со своим подарком. За это время придумайте и запишите сказку об этом предмете. Будет интереснее, если вы расскажете ее от первого лица.

Шаг 4. Знакомимся с придуманными сказками.

Сказка о куколке-помощнице. Я - куколка-помощница, которую добрая матушка сшила для своей дочки. Я всегда рядом со своей хозяйкой: помогаю ей в бедах, утешаю, когда ей грустно, рассказываю смешные истории, когда хочу поддержать. Наверное, это моя такая вот жизнь. Для меня ничего сказочного в ней не происходит. Потому что это моя жизнь.

Однажды моя хозяйка должна была сделать важную и трудную работу. Хозяйка совсем позабыла, что у нее есть я. Много работала и отдавала последние силы, но работа двигалась медленно. Хозяйка иногда даже мечтала стать волшебницей, чтобы хлопнуть в ладоши, вызвать молодцев и матушек-нянюшек и поручить им выполнить работу за одну ночь (так бывает в сказках). Но моя девочка не была волшебницей и не могла этого сделать. И тогда я, увидев что ей тяжело, ночью рассказала ей сказку. Утром моя хозяйка встала и, вспомнив сказку, вдруг поняла, что позволит ей справиться с этой нелегкой работой.

А когда моя хозяйка не может понять, что же за человек перед ней - добрый, открытый или коварный, я потихонечку шепчу ему что-нибудь на ухо. (Это слышит только он, и никто другой.) и этот человек обязательно своим поступком или словом покажет настоящее лицо. Нутро вылезает наружу.

- Мне интересна моя сказка. Но тот вопрос, который сейчас возник у меня – к себе самой: «Откуда берется то чувство неловкости, которое сейчас возникло у меня? Я сочинила сказку. Она показалась мне недостаточно сказочной. И мне хочется оправдываться, извиняться, загладить ситуацию. Почему? Я ведь ничего плохого не делала?»

Сказка о старинной книге со старыми сказками

Я из тех времен, когда не разбрасывались словами, когда бумага еще умела краснеть, а обложку книг расписывали лучшие мастера, а люди знали, что нет лучшего подарка, чем книга.

Я храню в себе самые древние сказки народов мира. Никто уже не помнит, откуда они пришли. Они просто были, и все. Сказки эти разные - грустные и веселые, обнадеживающие и открывающие глаза - но общее у них одно - после их прочтения невозможно остаться прежними. А это не всем нравится. Поэтому от многих таких, как я, предпочитали избавляться.

Но я уцелела. Меня спасли добрые люди, спрятали. И вот я живу на дне старого сундука и жду своего часа. А он наступит, я знаю. Придет время, когда людям снова понадобится почерпнуть народную мудрость, вернуться к корням, возродиться. Вот тут и вспомнят обо мне. И я переживу свое рождение. Уже которое по счету...

    -      Мой вопрос к сказке: Сказки, вообще-то, бывают разные и всяческие, но среди них много грустных. Вопрос – почему так? Если я найду ответ на этот вопрос, то смогу и для себя решить, как относиться к миру, чего ждать.

Сказка о Перстне и Розе.

     -      Мне досталось из волшебной страны два предмета – перстень и роза. Я постарался скомбинировать и открыл что-то радостное. Казалось бы, я просто играл в сказочной стране. А сказка оказалась собрана из образов целого дня. Как ковер, который состоит из моих чувств, воспоминаний, остатков жизни.

Перстень с красным камнем типа рубина промелькнул в голове, когда я еще не дотронулся до платка. Но когда я подошел и опустил руку под платок, я там металлического и каменного не обнаружил. Мне показалось, что это красная роза. Распущенный бутон. С шипами, но шипы не колются. Она прекрасна.

У меня есть много идей о том, про что моя сказка. Но все, что я сейчас о ней понимаю, мне кажется поверхностным. Интересно поглубже ее узнать.

Сказка о Перстне и Розе

Перед открытым окном прекрасного дворца сидела девушка. Дворец стоял в прекрасной бухте. Он был высокий, белокаменный. И на самом высоком этаже, в спальной комнате, перед раскрытым окном сидела девушка. Она задумчиво и отрешённо смотрела в море.

Казалось, ее ничто не беспокоит. Она отрешена и не замечает ничего вокруг. Комната была белого цвета и на подоконнике, возле раскрытого окна, стояла в воде красная роза. Роза распустилась, и на фоне моря представляла собой шедевр красоты.

Проходили дни, девушка сидела перед окном и неувядающая роза стояла возле раскрытого окна. Что произошло? Почему так случилось? Об этом наша история.

Несколько лет назад в гавань этого города пришел корабль. Много кораблей заходило в порт, но этот был особенный. На его борту находился принц, который путешествовал по миру в поисках своей невесты. Он был во многих странах, но нигде не мог найти свою избранницу.

Сойдя с корабля, принц решил посетить короля, владеющего этим замком. По слухам, у него была прекрасная дочь. Принц пришел на прием к королю и увидел, и конечно, влюбился в дочь короля.

Но девушка была холодна. И как принц не пытался завладеть ее сердцем, у него ничего не получалось. Она только смотрела на его руку, на которой был перстень с красным рубином. Камень как-будто бы завладел ею. Это заметил и принц. И в расстройстве снял с пальца это кольцо и отдал принцессе.

Ты не отвечаешь на мои чувства. Ты увлечена перстнем. Так возьми его. Но знай, в день, когда ты изменишь свое отношение ко мне, оно превратится ...

Он не досказал и ушел. А потом и вовсе уплыл.

Принцесса была увлечена камнем, но потом все чаще стала вспоминать принца. И тогда перстень исчез. И на ее окне появилась роза. Неувядающая красная роза.

    -      У меня есть много идей о том, про что моя сказка. Но все, что я сейчас о ней понимаю, мне кажется поверхностным. Интересно поглубже ее узнать. Почему такое светлое ощущение, хотя вроде бы о неразделенной любви сказка? Что хорошего случилось?

Мы строим сцену, на которой оказываются все главные действующие лица сказки.

    -      Кто или что в сказке больше всего привлекает твое внимание?

    -      Больше всего я сейчас смотрю на перстень.

    -      Хорошо. Становись на место перстня, принимай на себя его роль.

Я – старинный перстень, меня изготовил один волшебник. Он замыслил меня как оберег для своего друга и всех его потомков. Я передаюсь по роду от мужчины к мужчине. Я несу настоящую мужскую силу – незыблемую мощь руды, из которой добывали металл, животную силу волка, кровь которого создала красный камень, тайное знание, которое нашептал в меня мой создатель - волшебник.

Однажды, через много поколений после моего создания, я попал к молодому принцу. А он подарил меня своей возлюбленной. И мне показалось, что я навсегда потерял смысл существования, ведь я предназначался только мужчинам рода. Пустая жизнь. Моя сила не нужна принцессе. И оберегать я ее не могу.

    -      Что случилось с тобой потом?

    -      Не знаю. Трудно сказать.

    -      Оглянись вокруг. Ты во дворце принцессы. Она сидит и смотрит в море, вспоминая принца. Что необычного ты здесь видишь?

    -      О! И правда, я вижу то, чего не видят другие. Я знаю, что здесь вместе со мной невидимо присутствует потомок моего волшебного создателя.

    -      Тогда ты можешь стать этим волшебником.

    -      Хорошо. Я – волшебник. Я всегда слежу за всеми своими артефактами, сохраняю связь с ними. Я знал, что принц подарил перстень этой девушке. И знал, почему этот перстень так понравился ей. Она чувствовала в нем мужскую силу, опору для себя. Я прибыл в замок принцессы и убедился, что, получив силу перстня она стала меняться. Теперь она исполнена настоящих чувств, которых до этих пор не знала. И тогда я понял, что настала пора вмешаться. И я разрешил ее чувствам материализоваться. И они превратились в неувядающую розу на окне ее комнаты. И принцесса стала прекраснее всех принцесс на свете.

А перстень я просто забрал у нее и вернул принцу. Когда принц снова увидел это кольцо на своем пальце, он понял, что принцесса вспоминает его. И еще, пока кольца с ним не было, ему приходилось действовать самому. И он стал настоящим мужчиной. Вот и вся разгадка.

    -      Теперь понятнее твоя сказка?

    -      Да. Теперь в ней для меня много всяких смыслов. Например, о принце. Он, кажется, не мог понравиться принцессе, поскольку всегда опирался в трудностях на кольцо. И не успел стать настоящим мужчиной. Мало смотрел внутрь себя, опирался на себя. Но встреча с принцессой и потеря перстня заставили его это сделать.

    -      И о принцессе. Она ведь тоже не могла полюбить принца. Она просто была поглощена собой, своим постоянным чувством неполноты. Пока она не смогла цвести и чувствовать в полную силу, она не смогла смотреть по сторонам и видеть других. И перстень помог ей. Ведь в нем – огромная отцовская любовь.

    -      Теперь, каждый из них в контакте с собой и с миром. Это гармония. Может быть, они встретятся вновь?

    -      Чем помогла тебе эта сказка?

    -      Наверное, я лучше понял свои устремления последнего времени. Я, действительно, чувствую это потребность полно выразить себя и полно, реально увидеть мир, войти в мир и изменять его. И даже понимаю теперь лучше, как к этому идти. Сосредоточенность, отрешенность, созерцание принцессы. Боевитость и деятельный нрав принца. Это у меня есть.

А еще, как отец девочки, постараюсь передать ей свою отцовскую поддержку, чтобы она «пользовалась защитой моего перстня», пока не зацветет ее роза.

Терапевтическую сказку для себя, естественно, сочинить гораздо сложнее, чем для другого.

Во-первых, потому что, образно говоря, терапевтическая сказка про себя – это сказка про знаменитое “бревно в глазу”. А замечать это бревно трудно. И не столько из-за привычки к нему, сколько из-за тех, возможно болезненных, перживаний, которые принесет его признание.

Во-вторых, потому что терапевтическая сказка про себя с изначально чаще всего рождается историей с незаконченным сюжетом. Это и понятно. Если бы так легко ее было закончить, то и проблемы никакой нет. И сочинять ничего не нужно.

В-третьих, у автора есть большой соблазн приступить к интерпретации сказки еще до завершения. А это может сделать всю работу бессмысленной, поскольку такие интерпретации чаще всего поверхностны, не выходят за рамки очевидного. Драгоценность же сказки – в расширении поля осознания.

Помогая своим клиентам создавать сказки, я придумываю различные психодраматические техники. Мне хотелось тремя из них поделиться с коллегами.

Буду рада, если и вы сможете их применить.

Литература

 

    1. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89 – 2008. – 144 с.
    2. Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом. — М: Класс — 1998г. — 336 с.
    3. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс — 1993г. — 224 с.
    4. Лёйтц, Г. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс — 1994г. — 384 с.
    5. Парамонова, Н.В. Еще одна версия строения теории Психодрамы // Научно-практическое приложение к Журналу практического психолога. — 2008. — C. 79-85
    6. Парамонова, Н.В. Моя Психодрама // Журнал практического психолога. — 2006 — №2 — С. 29 - 51
    7. Парамонова, Н.В. Сказка, я тебя знаю! // Материалы 6-7 московских психодраматических конференций. — 2008/09 — C. 126-135
    8. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 304 с. 

[1] Протагонист (греч. πρωταγωνιστής) – от греческого главный герой, главное действующее лицо. В терминах психодрамы это тот клиент, тот участник терапевтической группы, который в данный момент находится в центре внимания группы.

­
Яндекс.Метрика